Выпадающее меню

Коррекция дисграфии у младших школьников

9745
05.04.2020

                Содержание

  1. Введение
  2. Понятие о дисграфии.
  3. Виды дисграфии и нарушения.
  4. Коррекционная работа по преодолению дисграфии.
  5. Основные приёмы, задания, игры, упражнения на разных этапах коррекционной работы:

5.1Артикуляторно-акустическая дисграфия

5.2 Акустическая дисграфия.

             5.3Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

             5.4 Аграмматическая дисграфия

             5.5 Оптическая дисграфия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

 

 

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения)

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Нарушения на письме проявляются в виде дисграфических ошибок написания слов, а именно: пропуск гласных и согласных букв, слитное написание существительных и предлогов или раздельное написание частей слова, замена букв, схожих по звучанию, пропуски слов в предложении, замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов, не дописывание букв, слов, искажение слова. При списывании с печатного текста этих ошибок меньше, но они проявляются. Поэтому проблема преодоления письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в последнее время приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабо успевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития письменной речи. Нарушение письма осложняет усвоение учебной программы, оказывает отрицательное влияние на эффективность обучения и является частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения.

С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме.

Основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

 Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно без целенаправленного обучения. 
Диагностика дисграфии  включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. 

Группы дисграфических ошибок:

-Замены и смешения букв.

-Оптические ошибки.

-Моторные ошибки.

-Зрительно-пространственные ошибки.

-Ошибки звукового анализа и синтеза


Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Для того, чтобы наладить письменную речь, необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематических процессов, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребёнка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

-Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.

-Тренировка фонематического слуха.

-Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.

-Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.

-Важное место занимают также упражнения для развития мелкой моторики.

Все логопедические занятия строятся с обязательным учётом психологических особенностей ребёнка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии.

-

Исходя из типичных проявлений, выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребёнком звуков речи

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребёнок проговаривает вслух каждое записываемое им слово.

Произнося звуки неправильно, ребёнок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

Примерные задания, направленные на предупреждение и коррекцию 

артикуляторно – акустической дисграфии:
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.


Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
1. Вставить пропущенные буквы в слова медв.дь, де. очка, тет.адь, сини.а

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
    3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например:

 сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: 
Па-(пар)
па- -(пара)
па- - -(парад)
па- - - -(парады)
6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

  1. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Парта

Папа, арбуз, ракета, топор, аист
8. Преобразовать слова:
- добавляя звук:  шесть- шерсть, рубка-трубка, блок –белок, тир-тигр

- изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;
- переставляя звуки:  арфа-фара , банка-кабан , актёр- тёрка выбор-обрыв, пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.
9.Какие слова можно составить из букв одного слова, например: дудочка (удочка, дочка) тумбочка     (тумба, бочка) , крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.
11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: г………(градусник)

  1. Составить графическую схему предложения.
    ---- предложение
    -- -- слова
    - - - - слоги
    . . . . звуки

14.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ - пот.
15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр и из них составить слово (комар). 
16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например , цапля, индюк, ракета коза . Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают (цирк).
17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки:

сыр, сок , парк, пенал
19. Какой звук убежал? (шутка-утка, базар-база, овраг-враг).
20. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.

  1. Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:
    прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги, кружочки-звуки. 
    22.Придумать слова к графической схеме.
    23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
    24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.

Также ведется работа над развитием речевого аппарата и голоса.

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработка правильного носового дыхания.

Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.

Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.

Широко открыть рот и подышать носом.

Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох - задержка - выдох - задержка.

(Упражнения для дыхательной гимнастики даны в методической литературе).

  1. Беззвучно произнестиА - Э - О, с поворотом головы.

Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.

  1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.

БА- БА-БА

БА- БА-БА

БА- БА-БА

ВО-ВО-ВО

ВО-ВО-ВО

ВО-ВО-ВО

ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ- ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ

ЛА-ЛА-ЛА

ЛА -ЛА-ЛА

ЛА- ЛА-ЛА

  1. Орфографическое чтение вслух.

Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся

  1. Чтение чистоговорок

Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)

  1. Скороговорки.

Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:

  • развивает фонематический слух каждого ребёнка;
  • уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции;
  • развивает память;
  • способствует снятию страха перед произнесением трудных слов;
  • работает над памятью;
  • обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику;
  • развивает правильное дыхание;
  • помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.

Например:

"Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают".

  1. Акустическая форма дисграфии.

 

 Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

 

Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы:

-Узнавание неречевых звуков.

-Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса.

-Различение слов, близких по звуковому сходству.

-Дифференциация слогов.

-Дифференциация фонем.

-Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Чтобы преодолеть акустическую дисграфию, нужно работать над чёткой слуховой дифференциациейзвуков, которые ученик плохо различает на слух.

 

 

 

 

  Упражнения по развитию фонематических процессов

  1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора. При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке: услышали, произнесли, отличили, записали. При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз.

Зрительное и слуховое восприятие

Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА – ПА.

К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе

Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить.

Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.

Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить.

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие

Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой.

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь

Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания.

Слуховое восприятие, двигательная память

Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги.

  1. Найди по звуку слово.

Цель: После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

З-С

Б-П

Д-Т

Сыр

Палка

Дыня

Фокус

Голос

Шуба

Зонт

Банка

Тыква

Вата

Кошка

Жук

Сани

Блузка

Тело

Фабрика

Губы

Штанга

После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

  1. Назови слово, которое отличается от остальных.

Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА

  1. «Съедобное- несъедобное».
    Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
    картошка – ложка – окрошка
    конфета – котлета – ракета
  2. Игры с мячом.

Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.

5.."Я знаю пять слов".

Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.

Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

5..Любопытный.

Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.

Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

5.. Будь внимательным.

Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

  1. Игры со словами.

Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это- работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

Угадай слово. Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.

Затем предлагается самостоятельно записать слова только согласными.

Школа, улица, сумка

(Отрабатывается механизм избирательности при письме).

(Используется при работе со словарными словами.)

Подбери слова к заданным схемам.

-а-, -а-а,

Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.

Каша, Маша, папа, жаба, лама.

Составь слова из данных букв. (л,у, ж, а, к )

(р,ы,б,а,к)

Лужа, жук, лук, уж, лак.

Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

.

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОРОВА

Кол-книга, окно-озеро, ракета –радио, осы- окна, воробей- вата, аист-арбуз

.

Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв

Кот, каша, булка, машина

.

Составить как можно больше слов из букв данного слова пирамида (пир, мир ,дар, пара, Мара, рама)

В каждом слове замени одну букву так, чтобы получились слова, относящиеся к теме «Птицы»

Сыр, лист, великан, софа, чашка

В каждом слове замени одну букву так, чтобы получились слова ,относящиеся к теме «Лес»

Лоск, день, чуб, машина.

 

Путаница.

 Из данных слогов составь и запиши слова:

ро, пи, ги-                           да, пе, ча, ре-

са, ли-                                 ба, со, ка-

рог, тво-                              сель, ру, ка-

 

 

 

5.Зашифруй предложения. записывая только гласные О-А  

Скоро сказка сказывается

     о-о   а-а     а- а

Ровный асфальт радует людей.

   о           а- а       а       ----

Смолк соловей в лесной чаще.

     о      о- о        о       а

Лампа погасла внезапно.

   а-а  о-а-а      а-о

Старая лодка ушла на дно.

   а-а       о-а             а   а   о

Расшифруй предложения и запиши их.

(и=1,ы=2)

У бабушк1 Л1д2 есть кур1ц2 1 петух1.

У сосн2 1 ёлк1 зелён2е 1голк1.

Сл1в2   1 в1шн1 крас1в2 весной в цвету.

К1т2 1 дельф1н2 ж1вут в океане.

Зашифруй слова, заменив буквы Ы-И цифрами; запиши шифровку

(и=1, ы=2)

Былины                                                улицы        

ирисы                                                 апельсины

иголки                                                   сосны

Жили-были старик со старухой.

Было у старухи разбитое корыто.

6.Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок : б-к; гнезд: д-)

  1. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками.
  2. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ба-па-па-ба

9.Замена одного звука в слове (цепочка слов: сын-сыр-сор-сок)

10.Нахождение общих и различающихся звуков в словах (дом-мак; почка-бочка)

 

 

 

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

 Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  пропуски согласных букв при стечении;

пропуски гласных букв;

вставка лишних букв;

  перестановка букв и (или) слогов;

  недописывание слов;

  написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

  повторение букв и (или) слогов;

  контоминация - в одном слове слоги разных слов;

  слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (на столе , на ступила)

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого, особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее часто у школьников наблюдаются следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении, добавления гласных, перестановка букв, перестановка слогов.

С целью коррекции можно использовать следующие упражнения:

1.Работа по выделению гласного звука из слога и слова.

Для этого сначала предлагаются односложные слова (ох, ус, да,на, дом, стул, волк).

Дети определяют звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, середине, в конце схемы.

Затем проводится работа на материале двух- и трёхсложных слов

Рекомендуемые задания:

  1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличаются от написания (лук. дом, канава).
  2. Записать только гласные данного слова. (окна о-а).
  3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  4. Разложить картинки под определённым сочетанием гласных.
  5. Корректурная правка

Необходимо   развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего. Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Показать  значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д. Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два не слова (две части, не имеющие смысла).

Примерные задания , игры по коррекции фонематических процессов, звуко- слогового и языкового анализа

Коррекционная работа сводится к формированию умения определять последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

1.Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2.Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

3.Работа с числовым рядом.

  1. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и другим по сюжетным картинкам.

Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья.

4.Составление графических схем предложений, отыскивать в схеме определённое слово.

  1. Работа с деформированным предложением.

Например,   с опорой на наглядность:

Гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой. Петя гуляет во дворе с собакой.

Без опоры на наглядность:

Дымок, идёт, трубы, из.   Дымок идёт из трубы.

Орехи, в, белка, прячет, дупло. Белка прячет орехи в дупло.

.Подружи слова. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

У Аллы зацвел роза.

Учитель пишет в доске.

Паша рисует за альбомом.

6..Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных гласные

М-л-к-, х-л-дн-,х-р-ш-,з-л-т-,б-н-н, к-р-нд-ш

 

Логопед может рекомендовать учителю для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

  1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  3. Уметь выделять гласный звук из слога, слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова)
  4. Назвать гласные в слове.
  5. Записать только гласные данного слова.
  6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов.
  10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
  11. Объединить первые слоги в слова, прочитать предложение, например: улей, домик, машина ,луна, жаба ( У дома лужа)
  12. Определить пропущенный слог с помощью картинок: ____буз, ут__, лод__, ка__даш.
  13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: лё, нок, цы; ка точ, лас
  14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
  15. Из данных слов выпиши вторую букву и из полученных букв составь слово:

очки, муха, один, мох

уши, пила, Яша, окно, бал

ящик, бак, ива, дело, ил, пью

     16.Составить и записать новое слово из первых слогов данных слов:

           мама, шина, наряд

сторож, локоть, ваза, яма,

лицо, синица, цапля

кожа, роза, вата

сова, баня, карета

терем, лето, визит, зоркий

якорь, город, дача

  1. Подчеркни в словах ударные слоги. Составь и запиши из них предложение-поговорку:

Голубь, болото, вата ,без, улица, мама, пуля, станут, якорь, посуда, помада.

       17.Вставь в слова пропущенные слоги, составь из этих слогов новое слово.

       _____зяйка,   смо____дина,   капю____ны

Холод=___роз,     лентяй=____дырь,

Студень= холо___

           Игра «Отгадай, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов

Учитель предлагает встать детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например, учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают. Затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на)

                   Игра « Перевёртыши»

Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами(4-6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем , переставив слоги, другое : сос, на; чай, ка; вес, на; ка,мыш; бан, ка; лас, ка; нит, ка;

ра, но; ка, кой.

                     Игра « Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма)

              Игра «Встречу слово на дороге -разобью его на слоги»

Цель: развитие языкового слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно- ,двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший

мяч, определяет количество слогов, называет их и передаёт мяч обратно. Можно предложить детям

произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

             Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Термином « фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова.

Более сложной формой является:

  1. вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало. середина, конец слова).

Данная работа должна начинаться ещё в дошкольном возрасте.

Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука , перед каким звуком).

Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения

.

2 Придумать слова с 3, 4, 5 звуками (количество звуков и букв в словах должно совпадать).

  1. отобрать картинки, в названии которых . например, 5 звуков (петух, филин, книги)
  2. Поднять   цифру, соответствующую количеству звуков в слове. (Работа с числовым рядом).
  3. разложить картинки в порядке возрастания количества звуков в словах. (от трёх до шести звуков.

Например: дом, рак, лев, мост, ноты, кошка, гнездо, радуга, корова.

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед   может порекомендовать учителю:

Включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться

На любом этапе урока.

                                     Игра « У кого хороший слух»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

                       Игра» Какой звук чаще всего слышим»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук

Учитель читает стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

           Игра с передачей мяча «Мяч передавай -слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова- начальный звук последующего слова (весна –автобус -слон-нос-сова)

Вписать буквы в кружки, прочитать получившееся слово. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар)

Разгадать ребусы:

 Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, прочитай название города

ялирмызуфохжчлсзкхчфвиыаруяж-

Филворд.  Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и

горизонтали)

  1. Аграмматическая дисграфия.

 

        Связана с недоразвитием грамматического строя речи.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста, характерны пропуски членов предложения. Например,«красивый сумка» (не согласует в роде и числе), «я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам).

При устранении основное внимание надо уделять формированию обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложения.

Логопедическая работа проводится в следующих направлениях:

уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения.

При устранении аграмматической  дисграфии широко используются письменные упражнения.

Работа над предложением строится по следующему плану:

  1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени. (Дерево растёт.)
  2. Другие двусоставные предложения.
  3. Распространённые предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение ( Девочка моет куклу);

предложения типа: Бабушка даёт ленту внучке. Девочка гладит платок утюгом.

Дети катаются с горки.

В дальнейшем даются более сложные предложения.

При устранении аграмматической  дисграфии широко используются следующие задания:

  1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.

Дрова рубят топор…

Поезд …ъехал к станции.

  1. К названию одного предмета написать названия двух, пяти предметов.

Например: стул- два …, пять….,. карандаш- два…, пять-…, доска- две…, пять…,

  1. Письменные  ответы на вопросы (одним словом, словосочетанием или предложением. Где живёт белка? ( В дупле. Или :Белка живёт в дупле).
  2. К названию большого предмета написать название маленького предмета.

   Например: стол-столик, банка-…, стул-….

 Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).

Игра «Живое слово».

Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку. Разделить сплошной текст на слова и предложения.

Тексты без границ слов. Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.

вечеромвсясемьясобираетсядомапапасмотритновостимамавяжетдетииграютссобакойсобакавеселопрыгаетибегаетзамячиком

 Тексты без заглавных букв и точек. Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

В одном сказочном городе жили коротышки их так называли потому ,что они были очень маленькие каждый коротышка был    ростом с небольшой огурец в городе у них было очень красиво

  1. Восстанови предложения и составь рассказ. Составьте и запишите связный текст из предложений. Озаглавь его

Сошёл снег на полях.

Это черные грачи.

Наступила весна.

Прилетели первые птицы.

Появились проталины.

Грачи ищут в земле червяков.

.

5. Оптическая дисграфия.

В  основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

При оптической дисграфии работа ведётся в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия (развитие зрительного и буквенного гнозиса)
  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
  3. Формирование пространственных представлений и восприятия.
  4. Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах. словах, предложениях, текстах.
    Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 
    - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
    - добавление лишних элементов;
    - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
    - зеркальное написание букв.
  1. Необходимо  развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор. Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы, можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

1.Закрепление образа букв.

2 Конструирование букв из проволоки

3.Выложить их из мозаики, крупы.

4.Сложить их из частей.

5.Вырезать буквы из бумаги.

  1. дорисовать буквы.
  2. «переделка» одной буквы в другую. ( Например: И в Щ, Ц; П в Т; В в Д и др.)
  3. Узнать их среди похожих букв. (таблица)
  4. Письмо смешиваемых букв в воздухе.
  5. Узнавание букв по –разному расположенных в пространстве («перевёрнутых», положенных на бок и др.)

11 Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные).

  1. Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»)

13.Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).

Примерные задания по дифференциации звуков и букв на примере букв      

П и Т:

Рассмотреть из каких элементов состоят буквы, на что похожи.

Начиная работу по дифференциации букв п- т, необходимо обратить внимание детей на количество элементов, составляющих букву п и букву т, в дальнейшем опираться на это различие.

Напиши названное логопедом количество палочек:

Например: 2 3 3 2 2 3

Под палочками напиши соответствующие буквы.

Игра «Шифровки»

Расшифруй слоги, вместо цифр напиши буквы п или т

2а-3а       3у-2у-3у     и2-и3     о3-о2-о3

2и-3и      2е-3е-2е     а3-а2       а2-а3-а2

Звуковые сочетания:

3и3       2о2       3у3       2у3

3и2       2и3       3я2     2я2

Расшифруй слова:

2ар3а     2ло3ник     2о3о2       2ло3

2у3ь       2аш3е3     3е2ло       3ро2инка

3улу2     2ианис3     2лака3       2истоле3

Прочитай предложения, расшифруй их:

Ан3он 2ос3авил 3ома3ный сок в 3ё2лое мес3о.

Конс3ан3ин 3ер2еливо 2рочи3ал 2овес3ь.

Не с2е3ь ли нам 2ро с3е2ь?

Составь предложения из данных слов:

Паучок, плести, паутина

Стелить, постель, Катя

Посылать, Толя, телеграмма

Пирожки, на, лежать, тарелка

По, листья, лететь, ветер

На, Петя, писать, листок

Зашифруй слова, заменяя букву «п» цифрой 2, букву «т» цифрой 3.

Плотина, паспорт, плита, пакет, палата, теперь, тапочки, теплица, пальто,

аптека, топор, лапти, патруль, партизан, победить, пинцет, планета, капуста,

автомат, степь, пират, поворот, простор, постель, путаница.

Сравни слова по звучанию и написанию:

Степь-спеть   ступал-спутал     топил-попил   тачка-пачка

Пара-тара       порт-торт             стал-спал         паять-таять

Составь с данными словами предложения.

Определение места букв «п» и «т» с помощью звуковой линейки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п                      т                    т

Например: портрет

Слова: пятак, патрон, тупой, топтать, палатка, процент, патриот.

Отгадай загадки, напиши отгадки:

Лёг в карман и караулю,            Рядом с дворником шагаю,

Рёву, плаксу и грязнулю.      Разгребаю снег кругом

Им утру потоки слёз,              И ребятам помогаю   .

Не забуду и про нос.               Делать горку, строить дом.

Вставь пропущенные буквы: «п» и «т»

...оло..но             ло...а..а   ..о..ор

..е..ух                 ..абуре..   ..олё..

ла..а                   ..ас..ила     ..лас..илин

Наш ..ёс ..имошка ес.. су.. из ..лошки.

Ш..орм нас..иг ..ароход недалеко о..   ..ор..а

Вставить в слова пропущенные буквы з илис

..такан, ..акон, ..покойно, ..ладкий, ..лой, ..абота

..лово, ..доровье, ..оловей,   ..а..лонка, ..драв..твуй,

..па..ибо, ..анаве..ка, ..о..нательный, ..али..ать,

..о..тавить, ..а..тавить, ..ано..а

Дописать недостающий слог с буквой з или с.

Та…, ко.., ко.., у…, ро…, бу…,ро…, ва…

Вставить пропущенные буквы з или с.

                                 Зима.

На..тупила ..има. Были ..ильные моро..ы.

..ина в..яла ..анки и пошла на горку. Она катала..ь

на ..анках с горки. За ней бегала ..обака Тре..ор.

Не боит..я   ..ина моро..а

Выпишите из текста « Зима» слова с буквами з   и с

Найди слова и запиши через запятую

КИТКУКЛАКУРИЦАКОЗА

КУБИКИКРОЛИКИКРАБ

КОРОНАКЕНГУРУКИВИ

ПАВЛИНПАУКПИРОГПЧЕЛА

ПОДКОВАПЫЛЕСОСПАРК

ПАУТИНАПОПУГАЙПИРАТ

ВЕНИКВАФЛИВОЛКВЕДРО

ВЕЛОСИПЕДВЕНОКВЕЕР

ВЕРБЛЮДВОРОБЕЙВАННА

МАЛИНАМЕДВЕДЬМЯЧ

МОРОЖЕНОЕМАЛЫШ

МЫШЬМЕЛМАГАЗИНМАК    

Найди спрятанное слово в строчке:

Пасульто , шудятба, коспотюм, брюнеки

В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.

Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

Чтение слов по полубукве . Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.

  1. 5«Деформированный текст».

Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята  них вышли в руках на портфели улицу.

Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить, о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находится в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Поэтому приучать к красивому каллиграфическому письму букв надо обязательно. Чтобы ребенок понимал, что пишет и мог прочитать и проанализировать правильность написанного им.

 Работа над мелкой моторикой 

.Пальчиковая гимнастика

. Игры - потешки с пальчиками.

.

. Массаж.

Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.

. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.

Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Литература

  1. АкишинаА. А., Барановская С. А . «Русская фонетика»-М.                                                                               Издательство «Русский язык» 1998
  • .Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. « Как преодолеть трудности в обучении детей».
  1. Мальм М.В, Суслова О. В   «.Дисграфия.. Языковой анализ и синтез.» Издательство «Феникс»2018
  2. Оглобина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших

школьников. Издательство «Владос» 2017

  1. Селивёрстов В. И. « Речевые игры с детьми» М. 1994.
  2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7летнего возраста с общим недоразвитием речи» М., 1991.
  3. Филичева Т. Б.,Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Нарушения речи у детей»- М., 1993.

9.Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класса. С.-Петербург 2010г.