Тема урока Символ России в стихотворении А. Прокофьева «Берёзка»
Цель урока
Выразительное чтение и анализ стихотворения А. Прокофьева «Берёзка».
Задачи Закреплять навыки правильного, выразительного и осознанного чтения; корригировать память, устную речь, развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе, Родине, бережное отношение к её богатствам.
Форма урока Урок открытия новых знаний.
Межпредметные связи Музыка: народная песня «Во поле берёза стояла», русский язык: прилагательные, живопись: репродукции картин.
Форма работы на уроке Индивидуальная, парная
Методы Словесные, наглядные, практические.
Оборудование Портрет А. Прокофьева,
презентация;
репродукции картина «Берёзовая роща» И Левитана, «Русские берёзки» С. Курицына, «Берёзовая аллея» И. Грабаря, «Берёзовая аллея» О. Кангина,
аудиозапись песни «Во поле берёза стояла»,
2 глобуса,
рисунок берёзы без листочков (для рефлексии), берёзовые листочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Добрый день, – тебе сказали.
– Добрый день, – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
II. Введение в тему урока.
– Сегодня главную героиню нашего урока ты назовёшь мне, отгадав загадку.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой.
III. Основная часть урока.
1. Что ты знаешь о берёзе?
– А знаешь ли ты, что
• продолжительность жизни берёзы, по разным данным, 100 – 150 лет, а отдельные деревья доживают до 400 лет;
• это единственное дерево в мире с белой корой;
• древние русичи полагали, что берёзу людям подарили боги в качестве оберега;
• ветвями берёзы украшают дома, церкви на праздник – Троицу;
• берёза даёт полезный и вкусный сок;
• давно, когда люди не умели делать бумагу, на берёсте писали;
• из древесины берёзы изготавливают мебель, деревянную посуду, из веток плетут корзины, делают веники и мётлы; берёзовый веник в бане все хвори (болезни) выгоняет из больного человека.
Берёза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой. Ни об одном из деревьев не сложено столько стихотворений, сколько о берёзе.
2. Объявление темы урока.
3. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.
4. Первичное восприятие, осознание прочитанного:
– Что ты представлял, когда слушал это стихотворение?
5. Выразительное чтение стихотворения учащимся про себя, а затем вслух.
6. Физминутка.
Мы берёзку посадили,
Мы водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу руки подняла,
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
7. Анализ стихотворения:
– Какое слово показывает, как автор относится к берёзке? Сколько раз оно повторяется?
– Прочитай ещё раз 1 строфу. Назови слова, которые помогают нам представить, как выглядит берёзка. Какое чувство вызывают эти слова? Прочитаем их с восхищением.
– Какие слова и выражения помогают представить бёрёзку в виде русской девушки?
– Какие же два образа берёзы создал автор в своём стихотворении?
– Где мы должны делать паузы? С каким же чувством нужно читать стихотворение?
8. Ещё раз выразительное чтение стихотворения.
9. Работа с репродукциями картин.
– Берёзу изображали и художники. Рассмотри репродукции картин.
– Какие берёзы изобразили художники?
– Можно ли сказать, что они любят это дерево, любуются им?
– Как живописцам удалось донести эти чувства до каждого из нас?
10. Слово учителя.
– Белоствольная берёза – это символ России, любимое дерево народа. И недаром с давних времён русский народ посвящал берёзе множество произведений устного народного творчества.
11. Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
– Как мы должны относиться к берёзам, к природе?
– Перед тобой два глобуса. Это наша планета в миниатюре. Какой ты выберешь себе и почему?
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
VI. Рефлексия.
– Если ты для себя открыл новое на уроке, тебе понравилась работа, возьми со стола жёлтые листочки и прикрепи их к веточкам берёзы. Если же тебе было неинтересно, скучно, листочки положи под берёзку.
Спасибо за работу на уроке!