Экологическое просвещение населения сотрудниками заповедника осуществляется на базе Музея Природы и информационно-экологического центра.
Музей Природы площадью 164.3 кв.м. принял своих первых посетителей в 1971 г. Оформлением экспозиции музея занимались художники-абстракционисты Москвы во главе с известным мастером Валентином Алексеевичем Беляевым, который запечатлел на многих холстах уникальную природу данного заповедника. Эти произведения и по сей день украшают Музей Природы.
Центрально-Черноземный заповедник активно участвует в акции "Марш парков", являясь координатором её проведения в области.
С организацией в заповеднике отдела экологического просвещения стала шире проводиться работа со школьниками: организуются школьные экологические экспедиции, Дни птиц, экологические десанты, конкурсы, экологические викторины, фотовыставки, игровые занятия и др.
С 1999 г. по 2002 г. издавался информационный бюллетень "Соколья Дубрава" для местных жителей. В 2003 году под этим название выпущен альманах, рассказывающий о природе Курского края. Силами сотрудников созданы первые видеофильмы о природе и работе заповедника. Сотрудники отдела проводят выездные лекции по школам и предприятиям, обеспечивают библиотеки школ области методической литературой по особо охраняемым природным территориям, оказывают консультативные услуги, проводят семинары с учителями, опросы общественного мнения среди населения.
Мы с вами знаем, что экологическое образование как средство социализации детей с ОВЗ характеризуется:
இ историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено. Показывает то, что веками накоплено человечеством: открытия, исследования, формирование цивилизаций исходя из геосоциальных особенностей и т.д. ;
இ адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе; непрерывностью;
இ общечеловеческим значением (например, значимость природных ресурсов для развития общества, бережного отношения к ним и пр.).
Заповедник имени профессора А.А. Алехина способен предоставить работникам образования площадку для осуществления многих фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с детьми с ОВЗ. Например: наблюдение, использование иллюстративно-наглядного материала, беседа, рассказы взрослого о предметах и явлениях природы, экoлoгичeскиe экскypсии, экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии, экoлoгичeские мyзeи и так далее.