Выпадающее меню
Зеленые аксиомы – форма экологического императива

Зеленые аксиомы – форма экологического императива

"Прежде чем управлять природой и людьми, научись управлять самим собой" Академик Н. Н. Моисеев.

 
  • ЗЕЛЕНЫЕ АКСИОМЫ – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА

    Термин «экологический императив» впервые был предложен Никитой Николаевичем Моисеевым. Н. Н. Моисеев понимал под ним «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». Экологический императив – такая форма запретов и ограничений, которая распространяется на любую человеческую деятельность. Она имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия своего края и планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью, обеспечение взаимной адаптации человечества и природы для их устойчивого развития. Н. Н. Моисеев указывал, что экологическое образование должно пронизать все содержание общего образования, все виды деятельности обучающихся, войти в основу воспитания ребенка с самого раннего его возраста. В своей деятельности я выстраиваю модель экологического образования и воспитания для устойчивого развития личности ребенка. Она ориентирована на последовательное развитие у обучающихся экологических маркеров в поле экологических императивов. Важнейшим педагогическим средством экологического императива выступают метафорические образы «зеленых аксиом». Их разработала и обосновала профессор Елена Николаевна Дзятковская. «Зеленые аксиомы» являются педагогической адаптацией экологического императива, как закона соотношения природы и общества.

    К наиболее педагогически важным результатам «зеленых аксиом», с учетом ФГОС, можно отнести следующие ключевые положения, освоение которых помогает обучающимся понять значение экологического императива.

    1. Вокруг нас есть и природа, и общество. Они существуют не раздельно друг от друга, а формируют единые социоприродные экологические системы.

    2. В социоприродных экологических системах природа и общество создают общую среду. Природа поддерживает среду жизни на планете. Общество создает культурную среду, которая определяет качество жизни человека и его готовность сохранять окружающую природную среду пригодной для жизни (экологическая культура).

    3. Для стабильного, устойчивого развития социоприродных экосистем необходимо, прежде всего, сохранять их культурное и природное наследие, не допускать снижения природного и культурного разнообразия.

    4. Изучая законы природы, человек обязан выходить на новый уровень взаимоотношений с ней, подчинить этим законам свою деятельность. Общество должно принять новый характер управления по образу самоорганизующихся систем (природоподобные технологии, зеленое потребление, зеленая экономика).

    5. Человеку необходимо сохранить природное и культурное разнообразие. В противном случае будет преодолен рубеж устойчивости биосферы, за которыми экологические условия на планете могут стать несовместимыми с жизнью людей.

    6. То есть, существуют границы дозволенной природой деятельности человека (экологический императив).

    7. Если есть границы дозволенного природой, то есть и мера безопасного изменения окружающей среды.

    8. Если есть мера, то есть и индикаторы этой меры (например, дефицитность используемых ресурсов и др.).

    Обобщив эти рассуждения, Е. Н. Дзятковская сформулировала «зеленые аксиомы»:

    - сохранение природного и культурного наследия;

    - сохранение общей среды, общей судьбы, общей ответственности природы и общества;

    - учет в любом деле Табу (заповедей) природы;

    - меры изменения окружающей среды;

    - возможности гармонии природы и общества.

    Иногда нам сложно объяснить детям, насколько сильное влияние каждый из нас оказывает на природу. Но на основе теории «зеленых аксиом» представляется возможность говорить об экологии на уроках и во время внеурочной деятельности. Свою задачу экологического образования для устойчивого развития личности я вижу в помощи обучающимся осознать свою связь любви к Родине, родным людям, природе с готовностью воспитывать у себя экологические привычки и с экологически устойчивым развитием Курского региона, страны, планеты. Экологические привычки – это не перечень готовых алгоритмов на все случаи жизни! Это принципы экологически обоснованных действий. Их применение требует размышления, понимания целостности окружающего мира и своего места в нем.

  • Категория
    Общая
  • Создано
    30.11.2021
  • Автор
    Данилова Наталья Петровна